Методика проведения
практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме
(Первый этап)
1. Содержание экзамена
1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков
управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к
экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях,
предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи
водительского удостоверения.
1.2. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в
водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:
пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
трогания с места;
маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
построения оптимальной траектории маневра;
оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
переключения передач;
остановки в обозначенном месте;
постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
въезда в бокс задним ходом;
разворота на 180° передним и задним ходом в ограниченном пространстве;
управления одной рукой мотоциклом;
движения мотоцикла по колейной доске;
управление мотоциклом на малой скорости;
движения автопоезда по прямой задним ходом;
постановки автопоезда задним бортом к платформе.
1.3. Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от
движения площадке или автодроме (далее - площадка) по комплексам
испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к
Методике проведения первого этапа практического экзамена).
1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:
1.4.1 Для кандидатов в водители ТС категории «A» 3 упражнения:
упражнение №1 - "габаритный коридор", "габаритный полукруг",
разгон-торможение";
упражнение №2 - "змейка", "колейная доска", "управление на малой
скорости";
упражнение №3 - "габаритная восьмерка".
Примечание: При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом
выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие
элементы:
"змейка" (шаг: 5 м, ширина коридора: 5 м);
"габаритная восьмерка" (наружный диаметр кольца: 8 м, расстояние между
центрами колец: 6,5 м);
"разгон-торможение".
1.4.2 Для кандидатов в водители ТС категории «B», «C» и «D» 3
упражнения:
а) вариант 1 :
упражнение № 4 - «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 5 - «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 7 - «змейка»;
б) вариант 2:
упражнение № 4 - «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 5 - «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 8 - «разворот»;
в) вариант 3:
упражнение № 4 - «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 8 - «змейка»;
упражнение № 5 - «въезд в бокс»;
Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается
ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется
кандидатам в водители непосредственно перед началом практического
экзамена
В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют организовать
прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется давать
возможность кандидату в водители самому определять вариант, по которому
будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной из трех
карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.
1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка
проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право
осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не
более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его
владелец (за исключением ТС категории «А»). Ошибки, допущенные в ходе
пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о
своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена - индивидуальная. Экзамен может
приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители
одновременно.
2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним из двух
методов:
а) один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности
все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в
водители, не останавливая двигателя, информирует экзаменатора об
окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению
следующего;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение,
предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего
упражнения.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от
материально-технического оснащения экзаменационного подразделения,
обустроенности и размеров площадки, количества экзаменаторов,
экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных
комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
2.4. Упражнения №№ 1 - 4 выполняются только на ТС с механической
трансмиссией.
Примечание: При проведении экзамена на получение права на управление ТС
категории "D" допускается выполнение упражнения №4 на ТС с
автоматической трансмиссией.
2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДЦ и Основных положений по
допуску к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено
соответствующим документом о прохождении государственного технического
осмотра.
Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в
предстартовой зоне, двигатель - прогрет и остановлен, рычаг коробки
переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз -
включен.
2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим
требованиям:
площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений
(приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена);
для упражнения №4 "Остановка и трогание на подъеме" использование
колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь
продольный уклон в пределах 8-16% включительно
покрытие площадки должно ровным и однородным;
коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки (в том числе
наклонного участка) должен быть не ниже 0,4
в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки
должна быть не менее 20 лк.
2.7. Не допускается проведение экзамена:
в случае если ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5
настоящей Методики;
в случае если площадка не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.6
настоящей Методики.
2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором
визуально или с помощью технических средств.
Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться
представители образовательных, автотранспортных учреждений
(предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее -
помощник).
3. Порядок проведения экзамена.
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом,
порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в
определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом
для конкретной категории ТС.
3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в
экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет
упражнение.
3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения
задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители,
классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в
экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом
в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого
упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих
требований безопасности на площадке при проведении экзамена.
Команды кандидату в водителю должны подаваться четко и своевременно. При
отстутствии возможности подачи команд голосом (нахождение экзаменатора
вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов,
значения которых предварительно доводятся до сведения кндадата в
водители.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается
экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.
4. Система оценки
4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех
упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по
системе: положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная - «НЕ ВЫПОЛНИЛ».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые
делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой
классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители
начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю - 3, за мелкую -
1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных
баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике
проведения 1 этапа практического экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении
упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные
ошибки составляет менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за
допущенные ошибки составляет 5 или более.
4.3. Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена
выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все
упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители
получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных
комплексом, или отказался от выполнения одного упражнения.
4.4. В случае, когда кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за
одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется
возможность повторно выполнить это упражнение.
Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном
листе.
4.5. При положительном результате повторного выполнения упражнения за
первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется
итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном - «НЕ
СДАЛ».
|